Электронное моделирование аварийных ситуаций муниципального образования

Об электронных моделях систем теплоснабжения городов


Бесплатная юридическая консультация:

А.Р. Ексаев, генеральный директор, ИВЦ «Поток», г. Москва

Вступивший в силу с августа этого года Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ознакомиться с документом можно на портале по теплоснабжению РосТепло.ру или по ссылке www.rosteplo.ru/zaktep.php — прим.

Оглавление:

ред.), наряду с множеством новаций, регулирующих деятельность отрасли вообще и предприятий тепловых сетей в частности, законодательно зафиксировал необходимость создания и использования компьютерных электронных моделей систем теплоснабжения городов. Что стоит за понятием «электронная модель системы теплоснабжения», кому и как их создавать и поддерживать, каковы экономические и технологические последствия для предприятий тепловых сетей и органов муниципального самоуправления этих, закрепленных Законом, инноваций? Попробуем разобраться.

Что такое электронная модель?

Компьютерное моделирование реальных процессов уже давно стало повседневной практикой во многих областях науки, техники, технологии и даже социологии. Имитационные и расчетно-аналитические модели используются как инструмент для принятия решений путем построения прогнозов поведения моделируемой системы при тех или иных условиях и способах воздействия на нее. Иначе говоря, компьютерная модель любого описываемого ею объекта предназначена для ответа на вопрос «Что будет, если. ».


Бесплатная юридическая консультация:

Понятие электронного (компьютерного) моделирования в полной мере применимо к системам теплоснабжения городов. По объему данных и трудозатратам на создание модели системы теплоснабжения, главной компонентой в такой модели является «цифровое» представление трубопроводных сетей, по которым посредством теплоносителя (сетевой воды) осуществляется транспортировка целевого продукта — тепловой энергии.

Современные сети теплоснабжения являются столь сложными техническими объектами, что даже для расчета распределения потоков и давлений, без которого невозможны ни эксплуатация, ни проектирование теплосетей, требуются весьма серьезные описательные и математические средства, основанные на «базе знаний» отраслевой науки. Не говоря уже о более сложных задачах прогнозирования поведения системы при различных условиях и управляющих воздействиях для многокольцевой системы теплоснабжения «среднего» города, на которую работают одновременно несколько источников тепла. Таким образом, программный инструментарий для электронного моделирования тепловых сетей должен в первую очередь иметь мощный встроенный математический и алгоритмический аппарат предметной области, позволяющий описывать сети и рассчитывать режимы их работы таким образом, чтобы адекватно отвечать на вопросы типа «Что будет, если. » (например: если остановится насосная станция, если ограничить отпуск тепла на источнике, если подключить новый микрорайон, если произойдет авария на некотором участке трубопровода, если определенным образом перекоммутировать секционирующие задвижки в тепловых камерах, и еще сотни подобных «если»).

Другая существенная особенность сетей теплоснабжения, как и любой составляющей инженерной инфраструктуры городов, состоит в том, что они являются территориально-распределенными объектами управления. Более того, каждый элемент транспортной системы трубопроводов и оборудования системы теплоснабжения имеет вполне определенную привязку к конкретной местности, начиная от расположения и адресов зданий, в которых находятся абоненты-потребители тепла, и заканчивая территориальной локализацией подземных сооружений — тепловых камер и трасс прокладки трубопроводов. Решать задачи моделирования без учета «географической» привязки сетей теплоснабжения к плану территории — если не вовсе бессмысленно, то, по крайней мере, очень нерационально, поскольку огромный спектр задач моделирования связан именно с долгосрочными или краткосрочными планами комплексного развития территорий. Отсюда вывод — инструментарий для создания электронных моделей систем теплоснабжения должен иметь встроенные средства адекватного графического представления на плане местности (подобные инструменты для графического представления территориально-распределенных объектов, привязанных к местности, и решения задач пространственного моделирования, носят название «географические информационные системы» — ГИС). То есть, для визуализации электронных моделей систем теплоснабжения городов следует использовать принципы, положенные в основу ГИС-систем.

Таким образом, в понятие «электронная модель системы теплоснабжения» (рис.) входят следующие компоненты:

программное обеспечение, позволяющее описать (паспортизировать) все технологические объекты, составляющие систему теплоснабжения, в их совокупности и взаимосвязи, и на основе этого описания решать весь спектр расчетно-аналитических задач, необходимых для многовариантного моделирования режимов работы всей системы теплоснабжения и ее отдельных элементов;


Бесплатная юридическая консультация:

средства создания и визуализации графического представления сетей теплоснабжения в привязке к плану территории, неразрывно связанные со средствами технологического описания объектов системы теплоснабжения и их связности;

собственно данные, описывающие каждый в отдельности элементарный объект и всю совокупность объектов, составляющих систему теплоснабжения населенного пункта, — от источника тепла и вплоть до каждого потребителя, включая все трубопроводы и тепловые камеры, а также электронный план местности, к которому привязана модель системы теплоснабжения.

Если две первые компоненты электронных моделей реализуются, как правило, в комплексных программных продуктах или решениях, на которые распространяется понятие авторских прав на объекты интеллектуальной собственности (пользователям обычно предоставляются лишь лицензии на право использования программного обеспечения), то третья компонента — субъект правоотношений, регулируемых законодательными нормами в области имущественных прав. Иначе говоря, если инструментальные средства и программный аппарат модели всегда являются собственностью разработчика-автора программ, то данные, наполняющие модель, являются имуществом, изначально принадлежащим тому субъекту правоотношений, который эти данные породил (не преобразовал в «электронный» вид, а именно породил, т.е. речь идет о первоисточнике).

А что об этом в Законе «О теплоснабжении»?

Статья 23 Закона «О теплоснабжении» в совокупности с пунктом 15 статьи 2 этого же закона фиксируют понятие «схемы теплоснабжения», как документа, разработка и актуализация которого обязательна для поселений и городских округов при организации развития систем теплоснабжения. Пункт 7 статьи 23 отсылает нас к подзаконным актам (которые еще не приняты, но должны быть разработаны и приняты в ближайшее время), регламентирующим требования, предъявляемые к схемам теплоснабжения, порядку и правилам их разработки. При этом внимательное прочтение всех положений статьи 23 не оставляет никаких сомнений, что в регламентирующих документах будет прописано обязательное применение средств электронного моделирования, поскольку без этого нет никаких шансов удовлетворить требованиям, содержащимся в данной статье. Вывод: электронные модели систем теплоснабжения НАДО начинать создавать, Закон не оставляет выбора.


Бесплатная юридическая консультация:

В пункте 3 статьи 29 (Глава 7 — «Заключительные положения») прямо прописано, что утверждение схем теплоснабжения поселений и городских округов должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 г. В предположении, что обязательным элементом схемы теплоснабжения будет электронная модель, и с учетом того, что наполнение каждой модели огромным массивом данных требует очень существенных трудозатрат и времени (обычно не менее 1 года), делаем второй вывод: электронные модели там, где они еще не созданы хотя бы в основном, надо начинать создавать СРОЧНО.

И, наконец, Глава 5 «Обеспечение надежности теплоснабжения», статья 20, пункт 5: «Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется . с применением электронного моделирования аварийных ситуаций. ». Просто и понятно — «с применением электронного моделирования». Напоминаем, что Закон о теплоснабжении уже вступил в силу, и если при подготовке к отопительному сезону гг. еще можно формально сослаться на отсутствие соответствующих подзаконных актов, то в отопительный сезон гг. без наличия электронной модели «проскочить» уже, по всей видимости, не удастся.

И что делать?

Если перечитать тот абзац этой статьи, где речь идет о компонентном составе модели, и наполняющие модель данные упоминаются как имущество, создаваемое по месту «рождения» этих данных, то становится понятно, что в корне вопроса о создании и использовании электронной модели системы теплоснабжения муниципального образования стоят предприятия, эксплуатирующие тепловые сети этого муниципального образования и (если есть) предприятия, поставляющие тепловую энергию до границы балансовой принадлежности муниципальных тепловых сетей. Потому что они и только они — «эксплуататоры сетей» — располагают наиболее достоверной и актуальной информацией о том объекте, который подлежит информационному описанию в электронной модели, а именно о тепловых сетях и характеристиках каждого конкретного их элемента, будь то участки трубопроводов, тепловые камеры с арматурой на трубопроводах, нагрузки потребителей и т.п.

С другой стороны, большинство задач, решаемых с помощью электронного моделирования системы теплоснабжения, имеют прямое и непосредственное отношение к процессу эксплуатации сетей, диспетчерскому и технологическому управлению. Судите сами: моделирование изменений гидравлического режима при переключениях и отключениях, формирование рекомендаций по локализации аварийных ситуаций и моделирование последствий выполнения этих рекомендаций, формирование перечней и сводок по отключаемым абонентам, расчет номинальных и фактических теплогидравлических режимов на зимний и летний периоды, оптимизация загрузки источников и насосных станций, наладочные расчеты сетей и абонентских вводов. — что это, как не задачи эксплуатации? Кроме того, на основе электронной модели можно и нужно решать задачи ведения разнообразных диспетчерских журналов: заявок, повреждений, работ, переключений, параметров режима и т.п., что добавляет аргументов в пользу применения электронных моделей в первую очередь непосредственно в эксплуатирующих предприятиях.


Бесплатная юридическая консультация:

Вывод

Органам местного самоуправления и исполнительной власти на местах надо всячески стимулировать и побуждать теплосетевые предприятия внедрять в производство средства паспортизации и электронного моделирования тепловых сетей, максимально содействуя им при этом в части организационно-технической и материальной поддержки этого процесса. Выгода такого подхода очевидна: теплоснабжающее предприятие получает адекватный инструмент для собственных производственных нужд, а местные администрации всегда имеют в наличии все необходимое для разработки схемы теплоснабжения как неотъемлемой части программы комплексного развития территории.

Источник: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=90

Электронное моделирование аварийных ситуаций в сетях теплоснабжения

О.В.Анподистов, технический директор,Ю.А.Первовский, генеральный директор,ООО НПП «Теплотэкс», г. Иваново

С 26 мая 2013 г. вступил в силу приказ Министерства Энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду». Одним из важных моментов приказа № 103 является ориентирование вовлеченных в процесс теплоснабжения сторон на применение информационно-технологических средств моделирования аварийных ситуаций и оценки их последствий.

Рассмотрим некоторые выдержки данного приказа в рамках требований к муниципальным образованиям:

«Раздел V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований


Бесплатная юридическая консультация:

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.


Бесплатная юридическая консультация:

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил».

Как видно из вышеприведенных выдержек приказа № 103 на Муниципальные образования наложены обязательства по применению средств электронного моделирования аварийных ситуаций для оценки последствий и разработки плана ликвидации (п. 18.1). К сожалению, в приказе или его приложениях не описаны требования к функциональной части системы моделирования аварийных ситуаций. И единственным документом, который хоть как-то может быть применен для определения этих требований, является Постановление Правительства РФ № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». В данном Постановлении изложены общие требования к электронной модели при разработке Схем теплоснабжения (ст. 38). Но в рамках рассматриваемой темы моделирования аварийных ситуаций никакой конкретики в данных требованиях не изложено. Самое близкое, что можно почерпнуть, — графическое представление схемы, моделирование всех видов переключений и гидравлический расчет тепловых сетей, в том числе кольцевых и при совместной работе нескольких источников. Однако, это не дает четкого представления о том, каким именно должен быть инструмент для «работы» с аварийными ситуациями, а точнее, каким функционалом он должен обладать, какие данные должны быть представлены в результате работы с этим инструментом.

Отсутствие четко определенных требований, с одной стороны, вынуждает компании, занятые разработкой программного обеспечения, трактовать все это на базе уровня своей компетенции в этих вопросах. С другой стороны, у представителей администраций муниципальных образований отсутствует четкое понимание каким инструментом они должны обладать, чтобы иметь возможность на высоком профессиональном уровне решать поставленные задачи. А с третьей стороны, дает возможность недобросовестным участникам рынка предлагать решения, которые лишь отчасти могут решить задачи моделирования аварийных ситуаций, а то и вовсе лишь декларировать подобные возможности без их должной реализации в конечном продукте.

Исходя из этого, попробуем сформулировать основные требования, которым, на наш взгляд, должны соответствовать системы электронного моделирования аварийных ситуаций.

1. Инструмент должен обладать развитым функционалом для создания схемы теплоснабжения.

Бесплатная юридическая консультация:

1.1. Схемы должны выполняться на базе масштабной геоподосновы.

1.2. Должна быть возможность отражения на схеме элементов: потребители (присоединенные к теплосетям строения), участки трубопроводов, тепловые камеры, запорная арматура, регуляторы давления и расхода, источники теплоснабжения и т.д. Элементы должны иметь уникальные наименования для их однозначной идентификации на схеме.

1.3. Каждый элемент должен иметь свою паспортную форму для указания, в зависимости от типа элемента, необходимых для расчетов данных — длины и диаметры трубопроводов, расчетные тепловые нагрузки потребителей, коэффициент аккумуляции зданий, категории строений и др.

1.4. Граница детализации исполнения данной схемы — регулируемый тепловой ввод потребителя. Таким образом, если в схеме присутствует потребитель с несколькими элеваторными узлами, все они должны быть отражены на схеме и быть топологически увязанными. Почему именно так, а не до стены здания? Разберемся с этим чуть позже.

2. При моделировании, равно как и при фиксации фактической, аварийной ситуации системой должны предоставляться следующие данные:


Бесплатная юридическая консультация:

2.1. Зона отключения присоединенных потребителей, отображенная на схеме сетей теплоснабжения, с учетом установленной запорной арматуры по указанному аварийному участку трубопровода.

2.2. Адресный список потребителей зоны отключения.

2.3. Расчетные и текущие тепловые нагрузки разнородных систем теплопотребления отключенных строений. Текущие значения вычисляются

на основании заданных температурного графика отпуска теплоты с источника теплоснабжения и указанной текущей температуры наружного воздуха, при которой наступила или моделируется аварийная ситуация. Тепловые нагрузки строений должны быть разделены на следующие категории: отопление, ГВС и вентиляция.

2.4. Количество жителей зоны отключения.


Бесплатная юридическая консультация:

2.5. Категории строений зоны отключения.

2.6. Агрегированные данные:

2.6.1. Суммарное количество недоотпущен- ной тепловой энергии.

2.6.2. Суммарное количество жильцов зоны отключения.

2.6.3. Суммарное количество строений зоны отключения с разделением по категориям в зависимости от социального назначения.

2.7. Перечень запорной арматуры, локализующей зону отключения. Данный список должен формироваться автоматизированно и иметь возможность как ручной, так и автоматизированной корректировки. Автоматизированная корректировка необходима, когда по факту выявляется неисправность запорной арматуры и, как следствие, невозможность ее закрытия. В этом случае должна быть возможность указания неисправности данного элемента и автоматизированной корректировки данных по последствиям аварии — переопределение зоны отключения и всех сопутствующих параметров.


Бесплатная юридическая консультация:

2.8. Перечень запорной арматуры, изолирующей аварийный участок для определения сливаемого теплоносителя. Как и в предыдущем пункте, должна присутствовать возможность указания неисправности конкретной запорной арматуры для автоматизированной корректировки перечня запорной арматуры.

2.9. Объем сливаемого теплоносителя.

2.10. Минимальное время до достижения критической температуры внутри отключенного от теплоснабжения помещения в зависимости от категории здания.

2.11. Максимальное время допустимое на ликвидацию аварии на указанном участке. Значение времени вычисляется на основании нормативных параметров и характеристик участка.

2.12. При использовании рассматриваемого инструмента не только для моделирования, но и для формирования базы данных реальных аварийных ситуаций, форма описания аварийной ситуации должна включать в себя ряд дополнительных параметров, таких как:


Бесплатная юридическая консультация:

■ длина замененного участка;

■ тип слива (с подающего трубопровода, с обратного трубопровода, с обоих трубопроводов);

■ характер нарушения (авария или технический отказ);

■ вид отключения (отопления, ГВС);

■ способ выполнения работ (хозяйственный, подряд);


Бесплатная юридическая консультация:

■ дата и время оформления аварийного ордера;

■ дата и время ликвидации аварии;

■ причина и характер аварии;

■ подробное описание ремонтируемых трубопроводов;

■ примечание (дополнительная информация) и др.


Бесплатная юридическая консультация:

Отдельно стоит остановиться на оценке величины остаточного теплоснабжения. В Приложении № 3 «Критерии надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий» приказа № 103 Минэнерго России приведены в том числе нормы по допустимому снижению подачи тепловой энергии. За простой формулировкой «допустимого снижения подачи тепловой энергии» на самом деле скрывается очень серьезный пласт инженерных расчетов, которые должны быть реализованы в системах электронного моделирования. Речь идет о возможности инструмента проводить расчеты теплового и гидравлического режимов сетей теплоснабжения в поверочном режиме с учетом таких параметров как:

■ параметры фактически установленных дросселирующих устройств;

■ сопряжение разнородных систем теплопо- требления (отопление, ГВС, вентиляция) с учетом особенностей их эксплуатации;

■ текущая температура наружного воздуха, для которой проводится выполнение расчетов, т.к. наличие потребителей ГВС может значительно влиять на картину распределения теплоносителя в виду переменности расхода, требуемого на системы ГВС в зависимости от температуры подаваемого теплоносителя и ряда других параметров.

Здесь необходимо сделать акцент на режиме проведения расчетов — поверочный. Значительная часть программных средств, предназначенных для проведения расчетов сетей теплоснабжения, могут выполнять их только в наладочном режиме, т.е. рассчитать некий набор дросселирующих устройств. А поверочный режим либо не реализован как таковой вообще, либо под этим соусом предлагается нечто, что с большой натяжкой можно отнести к этому определению. И практически не применимо для решения реальных задач.


Бесплатная юридическая консультация:

Электронная модель должна «уметь» показать изменения на объектах теплоснабжения, которые произойдут в результате каких-либо воздействий, частным случаем которых является аварийная ситуация. Отправной точкой решения задачи формирования планов ликвидации аварийных ситуаций является возможность моделирование текущего режима эксплуатации сетей теплоснабжения, т.е. результаты проведенного расчета должны совпадать с фактическими показателями тепловых и гидравлических параметров объектов теплоснабжения. И если в реальной жизни какому-либо из потребителей не хватает подведенного расхода теплоносителя относительно требующегося, исходя из его тепловой нагрузки, то модель должна именно это и показать. В этом месте вспомним о границе детализации электронной модели. При «разрисовке» в модели схем «до стены здания» теряется возможность получить существующую тепловую и гидравлическую картину на основе фактически установленных дросселирующих устройств. Естественно, речь идет о тех потребителях, у которых присутствует более одного регулируемого теплового узла. И в этом случае мы можем получить лишь некий обобщенный потребитель с суммарным расходом теплоносителя на вводе. Поигравшись с рядом параметров, например, таких как внутреннее сопротивление системы, мы даже можем подвести расход к фактическому. Но как он распределяется по тепловым узлам останется белым пятном на общей картине теплоснабжения. Ни для кого не секрет, что распределение теплоносителя по тепловым узлам, количество которых порой превышает полтора десятка штук в рамках одного потребителя, может очень сильно варьироваться — от сильного переизбытка до значительного дефицита. И при наступлении аварийной ситуации мы обязаны оперировать с реальной картиной, на которой будут отображены остро проблемные элементы, требующего более оперативного реагирования, нежели мы сможем увидеть на обобщенной схеме.

Также хотелось бы обратить внимание на факт того, что если в требованиях к муниципальным образованиям четко указана необходимость наличия средств электронного моделирования аварийных ситуаций, то для теплоснабжающих организаций явного указания на это нет. Но при этом, указывается на необходимость наличия утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей, наличия расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов и др. (раздел III, п. 13, п.п. 11 приказа № 103 Минэнерго России). Тогда встает вопрос — как данные требования, в особенности касаемо наличия графиков ограничения теплоснабжения, должны быть осуществлены теплоснабжающими организациями без применения средств электронного моделирования? Данные решения могут базироваться только на результатах проведенных тепловых и гидравлических расчетов схемы теплоснабжения в поверочном режиме с возможностью учета таких критериев как недогрев теплоносителя на выходе с источника, снижение напора с источника, снижение расхода теплоносителя с источника ниже требуемого и др. У инструмента моделирования должны быть возможности в условиях ограниченного теплоснабжения предоставить картину теплового и гидравлического режима при работе нескольких источников на одну сеть, переключении тепловой нагрузки с одного источника на другой, подключении резервных подкачивающих насосных станций и т.д.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть о необходимости законодательно оформленных требований к системам электронного моделирования аварийных ситуаций. А в настоящий момент администрациям муниципальных образований и теплоснабжающим организациям можно лишь посоветовать очень тщательно подходить к выбору данного инструмента.

Источник: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=3379

кто сталкивался с электронным моделированием аварийных ситуаций? Нужен план ликвидации аварий на котельной с применением электронного моделирования. Кто-нибудь сталкивался с таким требованием?

Уважаемые форумчане, кто сталкивался с электронным моделированием аварийных ситуаций? Нужен план ликвидации аварий на котельной с применением электронного моделирования. Кто-нибудь сталкивался с таким требованием. Требует инспектор, а как решить эту проблему, абсолютно не понятно.


Бесплатная юридическая консультация:

Ответы и комментарии

Перед тем как ответить на Ваш вопрос, нужно разобраться в точности формулировок. Под понятием «Электронное моделирование аварийных ситуаций», поставленном в вопросе, более вероятно, подразумевается «электронное моделирование при разработке плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций». А под формулировкой « …план ликвидации аварий на котельной с применением электронного моделирования…», наиболее вероятно, подразумевается разработка плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, на системах теплоснабжения подключенных к котельной подвергнутой проверке инспектором.

В случае, если эти все вопросы сформулированы и направлены представителю уполномоченного органа местного самоуправления поселения, городского округа, то это означает, что вопрос поставлен в рамках подготовки поселения, городского округа к отопительному периоду для муниципальных образований.

Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований изложены в подпункте 1, пункта 18, раздела V, Приказа Министерства Энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».

Ответственность за невыполнение требований пункта 18 изложены в пункте 19 выше указанного Приказа Минэнерго России.

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:


Бесплатная юридическая консультация:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил

Плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций (далее ПЛАС) разрабатывается для теплосетевого хозяйства каждого источника теплоснабжения рассоложенных в административно-территориальных границах поселения, городского округа и тепловые сети источников расположенных в других административных округах сети которых расположены (проходят транзитом) через административный, муниципальный округ получившее предписание инспектора, или осуществляющее подготовку к ОЗП (отопительному зимнему периоду).

Приказ Минэнерго России устанавливает срок составления и содержание ПЛАС с применением электронного моделирования до начала отопительного периода текущего года, с установлением требований к его содержанию.

Конечная дата подготовки паспортов готовности к отопительному периоду определяется руководителем в зависимости от климатических условий. Срок выдачи паспорта не может устанавливаться позднее 01 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций и не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.


Бесплатная юридическая консультация:

Проверяет наличие и соответствие ПЛАС муниципального образования требованиям Приказа Минэнерго Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду.

Хотелось бы отметить некоторые «подводные камни» ожидающие представителей муниципальных образований и теплосетевых организаций проводящих подготовку к отопительному периоду. Перечислим два из них.

Правила оценки готовности к отопительному периоду, установлены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В свою очередь Закон о теплоснабжении имеет плотное переплетение со статьями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред . от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

При быстром прочтении можно не заметить круг обязательств возлагаемых на теплосетевые организации и муниципальные образования Законом «О теплоснабжении» и Законом «Об энергосбережении….» игнорирование которых, в первую очередь, приведет к перерасходу денежных средств предприятия ложащихся в тариф по теплоснабжению и бюджета муниципалитета.

Обязательство первое относится к организациям осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения по производству, отпуску и передаче тепловой энергии. Это обязательство включает в себя проведение энергетического обследования предприятия.

Обязательство второе; нормирование технологических потерь тепловой энергии при передаче теплоты от источника к потребителю, нормирование удельного расхода топлива на источнике при производстве тепловой энергии. Нормирование запаса топлива на источнике тепловой энергии.


Бесплатная юридическая консультация:

Обязательство третье; разработка схем теплоснабжения муниципальных образований, поселений, городских округов.

Считаем эти три обязательства ключевыми при рассмотрении вопроса о ПЛАС.

Рассмотрим наиболее затратный, максимально связанный с ПЛАС, объединяющий между собой муниципалитеты и теплоснабжающие организации – «разработку схем теплоснабжения».

Требования к разработке схемы теплоснабжения установлены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». В процесс разработки схем теплоснабжения вовлечены как муниципальные округа, так и теплоснабжающие организации. Администрации поселений, городских округов и муниципалитеты являются разработчиками, т.е. заказчиками схем теплоснабжения. Теплоснабжающие организации предоставляют всю необходимую информацию для разработки схемы теплоснабжения, а по результатам разработки и утверждения схемы теплоснабжения, на основе решений указанных в Схеме, устанавливают тариф на производство и передачу тепловой энергии. Игнорирование участия в разработке Схемы теплоснабжения приводит к невозможности учесть затраты при формировании тарифа на мероприятия по модернизации, реконструкции в сетях и на источниках теплоснабжения. Органы тарифного регулирования опираются на решения, перечисленные в Схемах теплоснабжения муниципального образования.

В процессе разработки схемы теплоснабжения разрабатывается электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа содержащая:

а) графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и с полным топологическим описанием связности объектов;


Бесплатная юридическая консультация:

б) паспортизацию объектов системы теплоснабжения;

в) паспортизацию и описание расчетных единиц территориального деления, включая административное;

г) гидравлический расчет тепловых сетей любой степени закольцованности, в том числе гидравлический расчет при совместной работе нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть;

д) моделирование всех видов переключений, осуществляемых в тепловых сетях, в том числе переключений тепловых нагрузок между источниками тепловой энергии;

е) расчет балансов тепловой энергии по источникам тепловой энергии и по территориальному признаку;

ж) расчет потерь тепловой энергии через изоляцию и с утечками теплоносителя;

з) расчет показателей надежности теплоснабжения;

и) групповые изменения характеристик объектов (участков тепловых сетей, потребителей) по заданным критериям с целью моделирования различных перспективных вариантов схем теплоснабжения;

к) сравнительные пьезометрические графики для разработки и анализа сценариев перспективного развития тепловых сетей.

Сравнивая требования к разработке схемы теплоснабжения, установленные Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 и требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований Приказа Министерства Энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103 видим их сходство по большинству из пунктов.

Отметим тот факт, что согласно Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 при разработке схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения от 10 тыс. человек до 100 тыс. человек соблюдение требований, по разработке «Электронной модели схемы теплоснабжения», утвержденных постановлением, не является обязательным. И как раз в этом пункте скрыт четвертый «подводный камень». Суть его заключается в том, что ни один из органов исполнительной власти не позволит избежать разработки электронной модели схемы теплоснабжения.

Осознавая сходство требований Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 и требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований Приказа Министерства Энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103 в малом зале министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области проведено совещание совместно с представителями Центрального управления Ростехнадзора «по вопросам требований к электронному моделированию при разработке плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, с целью включения данного раздела в электронные модели схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения разрабатываемых на территории Московской области».

По итогам совещания принято решение (цитата ):

1. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

1.1 Вести мониторинг в муниципальных образованиях Московской области по разработке электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

1.2 Для получения паспорта готовности к осенне-зимнему периоду необходимо наличие электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабженияи водоотведения.

1.3 Учитывать, что электронные модели должны располагать полным топологическим описанием по объектам с решениями по устранению аварийных ситуаций.

1.4 Рекомендовать Главам муниципальных образований Московской области в рамках актуализации схем теплоснабжения и подготовки к осенне-зимнему периоду разработать электронные модели схем теплоснабжения независимо от численности населения.

Таким образом, мы видим неотвратимость проведения работ по электронному моделированию и по разработке паспорта подготовки предприятия и муниципального образования к отопительному сезону.

Но не спешите видеть в этом только отрицательные стороны. В решение общего собрания Министерства ЖКХ Московской области и Центрального управления Ростехнадзора есть положительные стороны. Вернемся к затратной части, жестко бьющей по бюджету организаций. Отдельная разработка паспорта готовности к отопительному сезону и разработка схемы теплоснабжения обходится участникам рынка в «копеечку ». Так например для разработки электронной модели схемы теплоснабжения существующий рынок предлагает программные комплексы стоимостью в пределах–тыс. рублей. Разработка ПЛАС стоит не намного дешевле. Для проведения разовых работ по разработке электронных моделей не целесообразно приобретение подобных комплексов. Необходимо учесть – покупка программного комплекса повлечет за собой дорогостоящее обучение персонала компании. Решение служит обращение к специализированным организациям, купивших набор программных комплексов в силу специфики своей деятельности. Нужно полагать о наличии у данных организации высоквалифицированного штата прошедшего обучение и овладевшего навыками работы с программным обеспечением.

Законодательство Российской Федерации, ни в коем случае не ограничивает возможность муниципальных образований и теплоснабжающих организаций выполнять перечень работ самостоятельно. Вы можете воспользоваться возможностью самостоятельно разработать ПЛАС и схему теплоснабжения городского поселения, и подать его на рассмотрение в администрацию муниципального образования. В этом Вам не смогут отказать.

В заключение хотелось бы вернуться к таким «подводным камням», как энергетическое обследование и разработка нормативов для тарифного регулирования. Результаты энергетического обследования предприятия, расчетов и экспертизы нормативов в области ТЭК должны полностью перекликаться с разработанными и утвержденными схемами теплоснабжения и электронным моделированием. Это позволит безболезненно пройти все этапы тарифного регулирования, достичь показателей надежного и качественного теплоснабжения потребителей муниципального округа. Выполнить требования правительства Российской Федерации по достижению целевых показателей энергосбережения и энергоэффективности.

Главный специалист ЗАО «Юрэнерго » Пономарев Д. В.

добавить комментарий · Был ли этот ответ полезен вам? Да / Нет

Источник: http://energovopros.ru/voprosy-i-otvety/teplosnabzhenie/otoplenie-i-teplosnabzhenie/41209/

Практические вопросы создания электронных моделей схем теплоснабжения

Действующий уже более года Закон 190-ФЗ «О теплоснабжении» в числе прочих новаций прямо и косвенно определяет необходимость создания и применения электронных моделей систем теплоснабжения. В настоящее время полностью готов, согласован и ожидает подписания Председателем Правительства РФ нормативный документ «Требования к схемам теплоснабжения», в котором в соответствии с пунктом 7 Статьи 23 Закона 190-ФЗ содержатся методические указания, регламентирующие состав, требования и порядок разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов. В числе этих требований указано на необходимость наличия в качестве обязательного раздела схемы теплоснабжения электронной модели. Отдельная глава проекта «Требований. » описывает содержание и функциональные характеристики электронных моделей как составной части схемы теплоснабжения.

Помимо разработки и утверждения схем теплоснабжения, обязательное применение электронных моделей систем теплоснабжения муниципальных образований прямо прописано в Статье 20 (пункт 5) Закона 190-ФЗ, а именно: «Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется . с применением электронного моделирования аварийных ситуаций. ». При этом ответственность за готовность к отопительному сезону возлагается на местные администрации и (в случае крупных городов) на федеральные органы исполнительной власти. Формулировка приведенной выше цитаты подразумевает, что к моменту осуществления проверки готовности к отопительному сезону электронная модель уже должна быть создана и выверена. В противном случае нет возможности удовлетворить требования Закона даже с формальной точки зрения.

Итак, очевидно, что необходимо срочно приступать к созданию электронных моделей схем теплоснабжения городов и населенных пунктов там, где эта работа по каким-то причинам до сих пор не начата. Попробуем разобраться, с какой стороны подступаться к этому процессу, какие субъекты и каким образом в нем задействованы и какие требуются организационно-финансовые ресурсы.

Чтобы понять, как организовать процесс создания и применения электронных моделей, в первую очередь следует еще раз напомнить, из каких компонент складывается электронная модель системы теплоснабжения. Укрупненно, таких компонент две: программное обеспечение и данные. Каждая из них распадается на отдельные, связанные между собой субкомпоненты. Рассмотрим это поподробнее.

Компоненты электронной модели системы теплоснабжения территории

1. Инструментальное программное обеспечение модели

1.А. Инструментарий для создания модели:

Программное обеспечение, позволяющее описать (паспортизировать) все технологические объекты, составляющие систему теплоснабжения, в их совокупности и взаимосвязи, на основе графического представления сетей теплоснабжения в привязке к плану территории. Этот инструментарий не может ограничиваться чисто графическим «рисованием» сетей на плане местности с привязыванием описательной информации к элементам «картинки», как это делается в ГИС и CAD-системах. Он должен обязательно включать в себя все алгоритмы и программы, необходимые для формирования и расчета полносвязного математического графа трубопроводных сетей. То есть, речь идет о специализированном программном обеспечении, предназначенном для решения этой задачи, «стандартные» ГИСы и CADы общего назначения не могут служить адекватным инструментом для создания расчетно-аналитической модели тепловых сетей.

1.Б. Инструментарий для использования модели:

Программное обеспечение, позволяющее на основе упомянутого выше (1.А) математического и технологического описания решать весь спектр расчетно-аналитических задач, необходимых для многовариантного моделирования режимов работы всей системы теплоснабжения и ее отдельных элементов, и отвечать на вопросы «что будет, если . ». Минимальный набор таких расчетно-аналитических задач, вытекающий из положений Закона 190-ФЗ, следующий:

гидравлические расчеты при различных условиях функционирования и управляющих воздействиях,

расчеты тепловых потерь;

расчет балансов тепловой энергии по источникам и по территориальному признаку;

построение пьезометрических графиков (в том числе сравнительных);

моделирование всех видов переключений, осуществляемых в тепловых сетях;

локализация аварийных ситуаций в тепловых сетях.

Как правило, это программное обеспечение поставляется «в пакете» с инструментарием для создания модели, поскольку неразрывно с ним связано алгоритмами и структурами данных.

2. Информационное наполнение (база данных) модели

2.А. Данные, порождаемые в эксплуатирующем предприятии

Информация, описывающая характеристики каждого в отдельности элементарного объекта и всей совокупности объектов, составляющих систему теплоснабжения населенного пункта, — от источника тепла и вплоть до каждого потребителя, включая все трубопроводы, тепловые камеры, насосные станции, регуляторы, запорную арматуру и т.п. Источником, владельцем и фактическим держателем этой информации является организация, эксплуатирующая тепловые сети, независимо от формы собственности и административной подчиненности. Именно эксплуатирующая организация обладает (должна обладать) всеми этими данными о тепловой сети и составляющих ее объектах — в силу необходимости оперативного управления режимами теплоснабжения.

2.Б. Данные, импортируемые в модель

Главным образом, это электронный план местности, к которому привязана модель системы теплоснабжения.

Электронный план местности может быть получен из существующих муниципальных или региональных ГИС-систем, в которых он создается. Пригодными для целей создания электронных моделей систем теплоснабжения являются планы масштабов 1:500, 1:2000, 1:5000, в некоторых случаях — 1:10000 (с домами). Как правило, такие цифровые картографические материалы есть в тех службах, которые причастны к разработке и утверждению Генерального плана развития территории.

В случае отсутствия готового электронного плана приемлемым паллиативом является оцифровка плана местности с бумажных карт и планшетов непосредственно в процессе разработки и создания электронной модели системы теплоснабжения, хотя это и вынужденное выполнение «чужой» работы. Как правило, разработка электронных планов местности является сферой ответственности органов местного самоуправления, либо делегирована ими уполномоченным организациям.

Электронная модель: субъекты правоотношений

Как и любой другой сфере применимости информационных технологий, можно выделить четыре основных вида функционального участия различных субъектов в реализации того или иного информационного проекта. Это Заказчик, Исполнитель, Пользователь и Объект внедрения.

Рассмотрим, кто есть кто в организационно-технологической цепочке процесса создания и использования электронной модели системы теплоснабжения.

Если исходить из буквы Закона 190-ФЗ «О теплоснабжении», то напрашивается вывод, что Заказчиками электронных моделей систем теплоснабжения являются главным образом органы местного самоуправления в лице Администраций муниципальных образований, поскольку электронные модели служат основным инструментом разработки схем теплоснабжения, а также необходимым элементом при проверке готовности к отопительному периоду — и то, и другое является сферой ответственности местных органов исполнительной власти. С формальной точки зрения это действительно так.

Однако, если внимательно рассмотреть перечень минимального набора функциональных возможностей, которыми должна обладать электронная модель (см. п.1.Б раздела «Компоненты электронной модели. »), то становится очевидным следующий вывод. В отличие от органов власти, эксплуатирующее предприятие при внедрении электронной модели даже в минимальной функциональности получает огромные ресурсные возможности по стратегическому и оперативному управлению системой теплоснабжения на основании расчета и моделирования, а не «интуиции», причем не раз в год или пятилетие, а каждый день. Это означает, что предприятие тепловых сетей с технической точки зрения имеет гораздо больше оснований выступать в качестве Заказчика при разработке и внедрении электронных моделей, нежели Администрация. В этом случае эксплуатирующее предприятие становится основным объектом внедрения и пользователем расчетной электронной модели.

Последующее (в процессе внедрения) наращивание функциональности с минимальной, определенной Законом 190-ФЗ, до эксплуатационной, теплоснабжающее предприятие получает возможность решения большинства задач информатизации собственных служб на единой инструментальной платформе (Рис. 1).

При этом органы местного самоуправления выступают лишь эпизодическими (при проверке готовности к отопительному сезону) пользователями результатов внедрения электронной модели в теплоснабжающем предприятии.

Еще до принятия Закона «О теплоснабжении», на протяжении многих лет передовые предприятия тепловых сетей приобретали и внедряли у себя специализированные программные средства для информационного упорядочивания данных об объекте управления и решения технологических задач эксплуатации, включая гидравлические расчеты и моделирование. С их помощью персонал этих предприятий накапливал базу знаний и базу данных информационно-технологического описания (паспортизации) объектов системы теплоснабжения, создавая самостоятельно электронную модель для решения собственных эксплуатационных задач. То есть, заказывая и приобретая соответствующие инструментальные средства (Заказчик), эксплуатирующее предприятие выступает соразработчиком (Исполнителем) электронной модели в части ее информационного наполнения. Этот путь и после принятия Закона 190-ФЗ остается наиболее предпочтительным с точки зрения комплексной эффективности и результативности внедрения.

Таким образом, главным субъектом производственных и имущественных отношений в связи с разработкой и внедрением электронных моделей систем теплоснабжения оказывается предприятие, эксплуатирующее тепловые сети, поскольку оно одновременно выступает во всех четырех ипостасях — Заказчик, Исполнитель, Пользователь, Объект внедрения.

Как создать электронную модель, и сколько это стоит?

Шаг 1. В любом случае, для создания и дальнейшего использования электронных моделей систем теплоснабжения необходимо приобрести соответствующий инструментарий — специализированные программные средства, позволяющие как создать модель, наполнив ее информационным описанием системы теплоснабжения, так и использовать ее по назначению, то есть производить на ней расчеты, моделирование и анализ результатов. Стоимость такого инструментария может сильно варьироваться в зависимости от качественных характеристик и набора функциональности.

Шаг 2. Как было показано выше, для создания электронной модели нужно осуществить ее наполнение данными, после чего выверить и отладить (откалибровать) полученную совокупность данных модели. Для обеспечения этого процесса есть два пути: Шаг 2. Как было показано выше, для создания электронной модели нужно осуществить ее наполнение данными, после чего выверить и отладить (откалибровать) полученную совокупность данных модели. Для обеспечения этого процесса есть два пути: 2(А). Информационное наполнение модели силами эксплуатирующего предприятия, с применением приобретенного для этой цели инструментария (см. Шаг.1). Плюсы: Этот путь наименее затратный и максимально эффективный с точки зрения внедрения и дальнейшего использования модели с целью повышения производительности, обоснованности и качества принимаемых решений. Стоимость информационного наполнения модели определяется исключительно трудозатратами персонала эксплуатирующего предприятия, привлеченного к работе. Минусы: при недостаточности выделенного на наполнение модели производственного ресурса срок создания/внедрения может составлять годы.

2(Б). Информационное наполнение силами привлеченной субподрядной организации, имеющей опыт подобных работ на базе выбранного инструментария и обладающей требуемыми квалифицированными ресурсами. Стоимость этой работы значительна, ее оценка сильно зависит от качества и количества предоставляемой информации и лежит в диапазоне от 3-5 млн. рублей для небольших (до 15 тыс. жителей) поселений домлн. рублей для городов-«миллионников». При этом основная нагрузка по «добыванию» исходных данных и разрешению информационных противоречий остается на эксплуатирующем предприятии. Плюсы: существенно более быстрое получение искомого результата, высокий уровень качества подготовленной электронной модели — в силу высокой степени владения инструментом и методологией со стороны персонала субподрядной организации — Исполнителя.

Минусы: высокая стоимость; слабая мотивированность персонала эксплуатирующего предприятия (что не способствует внедрению), недооценка персоналом эксплуатирующего предприятия ценности полученной базы данных модели (нет ощущения причастности к «рождению»).

Источник: http://citycom.ru/publications/oct-2011.php